С наступлением теплого времени года на улицах все чаще можно встреть электросамокаты, гироскутеры, моноколеса и другие, как их принято называть, средства индивидуальной мобильности (СМИ). Причем не только в парковых зонах на велосипедных дорожках или тротуарах, но и на проезжей части автодорог. И чем больше СИМ, тем чаще они попадают в статистику ДТП.
СИМ условно можно разделить на две категории. Первая – это электросамокаты, гироскутеры и другие СИМ с электродвигателем, имеющих одно или несколько колес и способные развивать скорость до 50 км в час. Именно эти средства мобильности включили в ПДД с указанием, где и на какой скорости они могут двигаться. Вторая категория – обычные велосипеды, самокаты и пр.
Но для водителя автомобиля по большому счету не имеет значения с СИМ из какой категории и по чье вине он столкнулся – в любом случае ремонтировать транспортное средство придется за свой счет, если, конечно, нет полиса каско.
Ольга Асташкина, руководитель направления по развитию автострахования «Абсолют Страхование»:
- Для водителя за рулем автомобиля не играет роли, со средством из какой категории у него произошло ДТП. Поскольку человек на самокате не является водителем ТС, он не обязан даже оставаться на месте аварии. Его никто не накажет, если он его покинет. Статистика показывает, что в спорной ситуации чаще всего судами виновником в ДТП будет признан именно водитель автомобиля. Таким образом, автомобилисту придется самому ремонтировать свою машину и платить за вред, причиненный человеку на самокате. ОСАГО в данном случае не поможет, и защитить автомобилиста сможет только полис каско. Если у автомобилиста его нет, то в этой ситуации он останется один на один со своей проблемой и будет вынужден восстанавливать свою машину и компенсировать ущерб другому участнику ДТП из собственного кармана.
С каждым годом количество самокатчиков только растет, и риски ДТП с их участием также увеличиваются. Покупка полиса каско хотя бы на 6 месяцев весенне-летнего периода, когда наступает сезон для «покатушек» на самокатах и велосипедах, поможет сохранить семейный бюджет. Почти у всех страховщиков риск столкновения с самокатом покрывается полисами каско, и соответственно ремонт машины на СТОА оплатит страховая компания.
Если произошло ДТП с участием самоката или другого СИМ, даже если он скрылся после инцидента, все равно необходимо выполнить требования, предписанные ПДД: остановиться, вызвать ГАИ или зафиксировать факт ДТП и подъехать в ближайшее отделение ДПС для оформления документов.
Ольга Асташкина, руководитель направления по развитию автострахования «Абсолют Страхование»:
- Я рекомендую обязательно заявить об инциденте в полицию, даже если у вас нет ни ОСАГО, ни каско, ведь может так случиться, что, к примеру, ребенок на самокате, столкнувшись с вашим автомобилем, испугался и в состоянии шока уехал. А потом оказалось, что у него сотрясение мозга, перелом или какая-либо другая травма. Родители ребенка могут обратиться в полицию. Но если вы зафиксируете факт ДТП должным образом, то полицейские уже не привлекут вас к ответственности за оставление места ДТП.
Есть и еще один нюанс. В некоторых компаниях есть такая опция, как «выплата без справок» при повреждении одного элемента. Этой опцией можно воспользоваться, если вы на 100% уверены, что речь идет именно об одной детали и эта опция предусмотрена в полисе. Однако если у вас такой уверенности нет, то лучше не рисковать. Поскольку если в процессе ремонта обнаружатся скрытые повреждения и окажется, что чинить или менять нужно не одну деталь, а несколько, то страховщик будет вправе отказать клиенту в урегулировании по остальным деталям. Поэтому о ДТП лучше всегда заявлять в ГИБДД и корректно оформлять документы.