Rustrahovka

Россия стремительно отстает от Китая и США в развитии «умного» автострахования

15.04.2021

Россия начинает заметно отставать на фоне происходящего в мире развития автострахования, основанного на данных об эксплуатации (UBI). При этом конъюнктура отечественного рынка в 2020 году была благоприятной, а ключевым сдерживающим фактором остается низкая распространенность и высокая стоимость телематических решений. К таким выводам пришли авторы исследования, проведенного аналитиками «Лаборатории умного вождения» (ЛУВ).  

По оценке экспертов ЛУВ в 2020 году объем российского рынка UBI не показал сколько-нибудь заметного роста. Это особенно заметно на фоне США, ЕС и Китая, где локдауны и переход масс населения на удаленную работу привели к ускорению роста этого сегмента автострахования даже выше прогнозируемых большинством аналитиков 20% в год. Стоит отметить, что база для роста в России низкая. К примеру, до пандемии среднемировая доля UBI в автостраховании составляла чуть более 2%, в США – 5%, в Италии – 16%, в Великобритании – 3%. В России же этот показатель по-прежнему колеблется в районе 1% без выраженной динамики.

В 2020 году на российском рынке автострахования сложились довольно благоприятные условия для введения инноваций. Из-за пандемии автомобили стали реже попадать в ДТП и их стали намного реже угонять. Помимо эффекта пандемии, который привел к сокращению пробегов на 12% и снижению убытков страховых компаний по ОСАГО на 14% (по каско на 6% при росте числа договоров), автовладельцы стали чаще покупать каско. Количество действующих договоров с физлицами показало рост на 12%. Причем этот рост происходил не за счет продаж новых автомобилей и автокредитов, как это было ранее, а за счет больших скидок на пролонгацию для безубыточных клиентов. Уровень проникновения страхования каско к ОСАГО вырос до рекордных 9,6% (все еще крайне низкий показатель).

Такое развитие событий должно было привести к росту популярности UBI-продуктов, как это происходило по всему миру, но этого пока не случилось.

Директор департамента статистики и аналитики «Лаборатории Умного Вождения» Александр Морозов: «Главный вывод по итогам 2020 года – снижение страховых премий не успевает за снижением средних рисков. Индивидуализация предложения и рост проникновения UBI являются логичным ответом для ликвидации этого разрыва. Мы видим как это работает на примере рынков США, Китая, Италии и других стран. На рынке Бразилии, где мы присутствуем, эта тенденция пока не так масштабна, но в 2020 году тоже стала довольно заметна. В России этого не происходит из-за низкого распространения автомобилей, оснащенных телематикой, высокой стоимости телематических блоков и неготовности взять на себя расходы на их установку никем из участников рынка. Также негативно влияет на распространение UBI крайне малая доля прямых продаж полисов, что делает процесс установки оборудования и оценки рисков клиента ещё сложнее».

В UBI индивидуализация страхового предложения происходит на основе данных о фактическом вождении – сколько и где автомобиль ездит, как часто водитель нарушает правила, превышает скорость или совершает опасные маневры. Сбор этих данных происходит тремя путями: через так называемые «черные ящики» – стационарно установленные в авто подключенные к интернет устройства с акселерометром и GPS/ГЛОНАСС чипом, через мобильные приложения или простые GPS-трекеры, которые крепятся на лобовое стекло. Распространение UBI в странах Запада и КНР связано с ростом доли новых авто, уже с конвеера оснащенных Connected car решениями (в них почти всегда входит «черный ящик»), а также инвестициями страховых компаний в разраобтку мобильных приложений и формирование базы «арендных» устройств, которые клиент получает вместе с полисом на период страхования. В части случаев затраты на устройство берет на себя страхователь, получая дополнительную выгоду.


Количество показов: 302
eg240.jpg


eg240.jpg