Положения Федерального закона «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», регламентирующие оказание государственной поддержки при страховании сельскохозяйственных животных вступили в силу 1 января 2013 года.
В Федеральном бюджете на 2013 год на компенсацию части страховой премии при страховании сельскохозяйственных животных в соответствии с нормами указанного закона было заложено 1 100 887,4 рублей. Кроме того, из бюджетов субъектов Российской Федерации предполагалось выделить
187 910,5 рублей. Данные объемы финансирования позволяли осуществить страхование животных в установленные сроки и практически закрыть заявленную регионами потребность.
Несмотря на все указанные обстоятельства и наличие интереса первые договоры были заключены существенно позже. Страхование сельскохозяйственных животных не могло осуществляться по причине ряда обстоятельств, к которым можно отнести как технические — отсутствие ряда подзаконных актов, так и экономические — средства были доведены до субъектов с задержкой.
Отсутствие подзаконных актов Минсельхоза России, включая План сельскохозяйственного страхования, перечень заразных заболеваний животных и порядок отбора независимых экспертов в области животноводства сформировали пробел, который не мог быть разрешен участниками правоотношений по страхованию.
План сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой, является основным документом, который важен для всех участников правоотношений по страхованию с государственной поддержкой. Его принятие Минсельхозом России позволило определить, какие виды сельскохозяйственных животных могут быть застрахованы, а также размеры ставки субсидирования. Принятие Плана сельскохозяйственного страхования на 2013 год 14 марта 2013 года было вызвано привлечением сельхозтоваропроизводителей, а также их союзов и ассоциаций страховщиков к обсуждению ставок субсидирования и рисков, которые будут покрываться в рамках страхования с государственной поддержкой. Обсуждения позволили принять План, основанный на возможностях участников рынка. В соответствии с Планом сельскохозяйственного страхования на 2013 год страхованию подлежат:
Группы сельскохозяйственных животных |
Виды сельскохозяйственных животных |
Возрастной состав |
крупный рогатый
|
буйволы, быки, волы, коровы, яки |
за исключением телят
|
мелкий рогатый
|
козы, овцы |
за исключением козлят и ягнят в возрасте
|
свиньи |
свиньи |
за исключением поросят в возрасте
|
птица яйценоских пород и птица
|
гуси, индейки,
|
без ограничений |
Однако, сохранялся еще ряд вопросов, которые необходимо было решить до начала страховой кампании. В частности, в марте опубликовываются правила страхования сельскохозяйственных животных с господдержкой, разработанные Национальным союзом агростраховщиков (НСА) и Ассоциацией Агропромышленных страховщиков «Агропромстрах». Необходимо отметить, что союзы подготовили правила еще в 2012 году, однако из-за сложного процесса согласования и попытки подготовить с участием Минсельхоза России единые правила страхования для двух союзов, итоговая редакция правил увидела свет только в марте 2013 года в двух самостоятельных редакциях.
Принятие всех указанных документов формально позволило начать процесс страхования, но на практике участники рынка столкнулись с очередными трудностями. В соответствии со статьей 8 Федерального закона «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» сельскохозяйственные риски включают заразные заболевания животных, перечень которых утверждается Минсельхозом России. Необходимо отметить, что вплоть до сентября текущего года специализированного приказа, утверждающего такой перечень, принято не было и для целей страхования животных мог применяться только приказ Минсельхоза России № 62 "Об утверждении перечня заразных и иных болезней животных".
Кроме того, с начала года в России наблюдалось резкое ухудшение эпизоотической обстановки по ряду заразных болезней животных. По данным информационно-аналитического центра Россельхознадзора наибольшую угрозу для животноводства в текущем году представляет вспышка африканской чумы свиней (АЧС). Только за 8 месяцев 2013 года на территории Российской Федерации было зарегистрировано 142 новых очага. В условиях отсутствия перечня заболеваний животных, подходящего для целей страхования, страховщики не могли принять на себя все риски даже при наличии интереса со стороны страхователей.
Принятие специализированного приказа осложнялось ещё и тем, что у страховых компаний и сельскохозяйственных товаропроизводителей возникали споры о перечне случаев, которые могут быть признаны страховыми. По мнению сельхозтоваропроизводителей и их союзов, предусмотренный 62-м приказом Минсельхоза России перечень должен применяться в связи с тем, что при расчете ставки субсидирования (предусмотренной Планом сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой) была использована статистика, содержащая сведения о всех случаях гибели животных, включая заразные заболевания, указанные в данном приказе Минсельхоза России. При этом экспертное и страховое сообщества настаивали на том, что многие болезни, упомянутые в этом приказе излечимы и при должном содержании животного не приводят к его гибели. На основе имеющейся статистики с участием Департамента ветеринарии Минсельхоза России был найден оптимальный перечень и подготовлен приказ[1], который утвердил список именно тех заболеваний животных, которые являются причиной их гибели. Однако принятие данного приказа не поспособствовало резкому увеличению объемов страхования, в частности по причинам, описываемым ранее.
Целесообразно отметить, что действующая методика определения страховой стоимости и размера утраты (гибели) сельскохозяйственных животных[2] на практике позволяет только частично решить проблему, возникающую при наступлении страхового случая. Напомним, что в соответствии со ст. 5 Федерального закона «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» при наличии разногласий сторон договора сельскохозяйственного страхования страховщик проводит экспертизу с привлечением независимых экспертов в целях подтверждения факта наступления страхового случая и определения размера причиненного страхователю ущерба.
Однако на практике реализовать данное положение будет крайне сложно — причиной этому является даже не нехватка экспертов в области животноводства, а отсутствие нормативных требований к ним и отсутствие специальной комиссии по их отбору и аттестации. Опыт формирования пула независимых экспертов в области растениеводства показывает, что эксперту не достаточно иметь знания в области растениеводства (или животноводства). Ему также необходимы знания в области страхового дела и определения взаимосвязи между наступившим страховым случаем и размером понесенного страхователем ущерба.
Учитывая изложенное, перед Минсельхозом России встаёт вопрос не о техническом отборе специалистов в области животноводства, а о проведении комплекса мероприятий по подготовке специалистов, необходимых для реализации прав сторон договоров сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой.
Подводя итоги трех кварталов 2013 года, необходимо констатировать, что из выделенных государством средств на страхование животных с государственной поддержкой к настоящему времени в регионы перечислено 274 миллиона рублей, что составляет примерно 27% от выделенного годового лимита. На сегодняшний день, по данным Минсельхоза России, заключено 173 договора страхования. С учетом того, что по факту страхование животных началось в сентябре, многие регионы не успели выполнить заявленные ими ранее ориентиры, а в настоящее время в связи с особенностями бюджетного процесса предпочитают возвратить выделенные на страхование средства.
Анализируя ситуацию в сельскохозяйственном страховании с государственной поддержкой, можно констатировать, что интерес к страхованию существует, однако отсутствие понятных и удобных механизмов приводит к отказу от этого вида в пользу коммерческого страхования, которое является более гибким и отвечает потребностям сельхозтоваропроизводителей.
Заявлять о провале страхования сельскохозяйственных животных пока рано, достаточно вспомнить как в 2012 году начиналось страхование сельскохозяйственных растений. Все сказанное не означает, что должны сохраняться правовые пробелы в регулировании. Сегодня отечественный сельхозтоваропроизводитель призван поверить в новый механизм защиты – страхование, при этом данный механизм изобилует пробелами и разночтениями, ему предлагается страхование с различными условиями, которые создают в погоне за дешевизной иллюзию защиты. В данных условиях прогнозировать рост объемов очень сложно, как минимум министерство и экспертное сообщество должны вести разъяснительную работу, через электронные и печатные каналы сообщать об особенностях и правилах страхования, работать с животноводами. Не стоит забывать, что страхование ориентировано не столько на крупнейшие холдинги, сколько на широкую аудиторию сельхозпроизводителей.
Принятый в октябре 2013 года План сельскохозяйственного страхования на 2014 год установил схожий перечень сельскохозяйственных животных и ставки субсидирования. Учитывая наличие всех механизмов, можно предположить, что объемы страхования животных в наступающем году вырастут по ряду групп.
Дарья Медведева,
эксперт по сельскохозяйственному страхованию
газета «Ведомости АПК» № 28 (100), ноябрь 2013 г.,
[1] Приказ Минсельхоза России от 24.06.2013 № 242 "Об утверждении перечня заразных болезней животных, используемого для сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой" (вступил в силу 15.09.2013)
[2] Приказ Минсельхоза России от 14.03.2013 № 133 "Об утверждении методик определения страховой стоимости и размера утраты (гибели) урожая сельскохозяйственной культуры и посадок многолетних насаждений, утраты (гибели) сельскохозяйственных животных"