РуСтраховка

ЭКОНОМИКА ОСАГО: КОЛЛАПС НЕИЗБЕЖЕН?

11.11.2013 Поводом для проведения круглого стола стал постепенный уход с рынка автострахования ряда крупных игроков, а также приостановка и возможный отзыв лицензии ОСАО «Россия». В своих оценках относительно положения страховой отрасли эксперты сошлись в том, что она находится в предкризисном состоянии. Ухудшение же положения на рынке непременно скажется на рядовых автовладельцах.

Так, по мнению председателя Экспертного совета при комитете по финансовым рынкам Государственной Думы РФ Александра Коваля, ситуация на российском рынке автострахования становится все более серьезной. «Отрасль обязательного автострахования ждет неминуемый коллапс с серьезными социально-экономическими последствиями в том случае, если меры, направленные на обеспечение более справедливого размера выплат, а также кратное повышение лимита последних не будут увязаны с адекватным пересмотром страховых тарифов. Кризис уже есть, и он нарастает, коллапс, если не принять разумные меры – неизбежен, нравится это кому-то или нет. ФСФР больше года пыталась вывести компанию «Россия» из кризиса, итог известен всем. На этом примере мы можем видеть, что может случиться с остальным рынком. Негативная же ситуация, сложившаяся на рынке ОСАГО в части выплат, имеет серьезные объективные причины».

Об этих причинах говорил Президент Российского союза Автостраховщиков Павел Бунин. По его словам, тарифы по ОСАГО были утверждены 10 лет назад, после этого коэффициенты к базовому тарифу корректировались дважды, а сам базовый тариф не менялся ни разу. При этом средняя страховая премия по ОСАГО выросла с 1954 руб. в 2003 г. до 3092 руб. в 2013 г. (на 58%), в то же время рост инфляции в России за этот период превысил 130%. Особенно критичной ситуация становится в регионах. В ряде субъектов убыточность ОСАГО уже давно превысила предельный уровень в 77%, и крупнейшие страховщики резко сокращают свое присутствие в таких областях. На сегодняшний день надежные компании сокращают объемы продаж ОСАГО. «При сохранении этой тенденции в будущем мы столкнемся с ситуацией, когда в ряде регионах могут остаться компании, ориентированные сугубо на сбор премий, а не на обеспечение надежности выплат», - отметил Президент РСА.

В свою очередь директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев отметил, что для социальной напряженности в субъектах страны уже имеются предпосылки. В России сформировался рынок юридических посреднических услуг, направленный на организацию исков к страховщикам. Право требования потерпевшего к страховщику выкупается по цене, которая ниже подлежащего выплате страхового возмещения. В этой ситуации, отметил г-н Журавлев, выигрывает не автовладелец и уж точно не автостраховщик, а только посредник.

Руководитель отдела рейтингов страховых компаний «Эксперт РА» Алексей Янин привел данные относительно убыточности ОСАГО – по итогам 1-го полугодия 2013 года она достигла 72 %. При этом число регионов, где уровень выплат по ОСАГО превысил 77%, выросло с двух (по итогам 1-го полугодия 2012 года) до восьми (за 1-е полугодие 2013 года). В страховых компаниях, например, Камчатского края уровень страховых выплат составляет 97 %, что делает работу страховщиков по ОСАГО просто бессмысленной. В Амурской области этот показатель составляет 94 %, в Ивановской области – 88, в Мурманской – 85, в Ульяновской – 84 %, в республике Мордовия – 79 % и т.д. Именно в таких регионах лидеры рынка стараются снижать свою рыночную долю, а автовладельцы уже испытывают сложности с заключением договоров страхования. «Как видите, регионы разные, единой тенденции нет. Участники рынка не имеют права отказывать в страховке, поэтому страховщики стараются даже не рекламировать это направление, - прокомментировал Алексей Янин. - В рейтинговом агентстве – у нас стоит задача анализировать риски страховщиков, оценивать их надежность – мы рады за компанию, если она не предоставляет услугу по ОСАГО, это означает, что ее финансовые результаты намного лучше». По мнению господина Янина, будущее российского автострахования целиком и полностью зависит от обсуждаемых в настоящее время поправок к закону об ОСАГО. Полнота страховых выплат – как главный маркер удовлетворенности россиян автогражданкой - во многом связана с финансовым положением страховщиков. Если же тарифы в ОСАГО корректироваться не будут, то рынок страховой розницы ждет широкомасштабный кризис. Динамика рынка ОСАГО также замедлится, так как исчерпается эффект от повышения поправочных коэффициентов.


О проблеме замедления темпов роста российского рынка автострахования говорил и управляющий Akteon Asset Management Андрей Кинякин. По его данным, в течение первого полугодия 2013 г. рынок ОСАГО вырос на 10 %, а рынок Автокаско - на 12% по сравнению с аналогичным показателем минувшего года. При этом причин замедления роста несколько: это и своеобразное «насыщение» автомобильного рынка (замедление объемов продаж новых автомобилей в России), и замедление темпов экономического роста в России (которые, по оценкам господина Кинякина, скорее всего не превысят показателя 1,7-1,8%). Эти факторы, в свою очередь, способствуют снижению реальных доходов населения и, как следствие, сокращению расходов, и не только на покупку автомобиля, но и на оформление страхового полиса. Объем страховых выплат уже существенно превышает объем страховых премий. По итогам первого полугодия текущего года размер страховых премий упал на 16 %, а выплаты выросли на 44 %. В таких условиях компании вынуждены сокращать свою деятельность в этом сегменте. В целом рынок перемещается к компаниям, занимающим второй, третий и даже четвёртый десяток в рейтингах. Естественно, это часто другое качество работы, нередко компании работают, что называются, «с колес», без резервов, а это риски невыплат.

«Что касается прогнозов, то могу сказать, что в случае дальнейшего ухудшения ситуации в российской экономике возможны серьезные проблемы в отрасли, связанные с заметным сокращением объема сборов. Рынок автострахования ждет дальнейшая консолидация (уменьшение количества страховщиков), а также усиление присутствия иностранных страховых компаний (особенно после истечения переходного периода при выступления в ВТО. Однако при повышении тарифов следует учитывать и социальную компоненту - в ряде российских регионов с низкой покупательной способностью население это может вызвать неприятие», - добавил Андрей Кинякин.

Говоря о социальной компоненте, ведущий мероприятия, заместитель главного редактора журнала «За рулем» Игорь Моржаретто отметил, парк машин России увеличивается на 2 миллиона единиц в год, и уровень автомобилизация населения сопоставим со странами Европы. Средняя стоимость автомобиля составляет 900 миллионов рублей. «Полис ОСАГО в среднем составляет порядка 3 тысяч рублей. Бак можно заправить – 1 раз – на 1,5 тысячи рублей. Поэтому, когда говорим о размере тарифа, речь, по сути, идет о половине бака бензина».

Итог мероприятия подвел руководитель Ассоциации по защите прав автострахователей, эксперт в области автострахования Максим Ханжин, который отметил, что «изменения в ОСАГО должны быть, но это все же должна быть не революция, а эволюция. Должны быть учтены интересов всех участников процесса: как автовладельцев, так и страховщиков».



Количество показов: 7613