Новые поправки Минфина к закону об ОСАГО сделают клиентов страховых еще бесправнее, уверены эксперты Ассоциации по защите прав автострахователей.
Очередная версия поправок к закону об ОСАГО отменяет переуступку права требования, вводит обязательное досудебное урегулирование, возлагает ответственность за нарушение сроков ремонта на автосервисы и расширяет «безлимитный» Европротокол для жителей крупных городов.
Кто ответит за ремонт?
Направление на ремонт, согласно новым поправкам, должно быть выдано потерпевшему в течение 20 дней после получения страховщиком соответствующего заявления. И хотя станция техобслуживания (СТО) выбирается потерпевшим из предложенного страховщиком перечня, такое нововведение все равно ущемляет права. «Во-первых, страховщик будет заключать договоры о сотрудничестве со СТО, предлагающими наиболее низкие расценки и, соответственно, низкое качество ремонта, - объясняет руководитель Ассоциации по защите прав автострахователей Максим Ханжин, - в случае отказа автовладельца от ремонта, сумма ущерба будет определяться независимыми экспертами на основании таких же низких цен. Во-вторых, если у потерпевшего будут возникать претензии к качеству ремонта, он должен будет их адресовать не к страховщику, а к автосервису».
В связи с отсутствием четкой системы контроля над деятельностью автосервисов и их слабой платежеспособностью, компенсацию за нанесенный ущерб в результате некачественного ремонта потерпевшему получить будет не просто. При этом страховая остается в стороне, и подобные претензии рассматривать не будет.
Юристы в помощь
Многие автовладельцы, зная о задержках и занижении выплат страховщиками, для экономии своего времени обращаются за помощью к частным юристам или в юридические фирмы, выкупающие машину вместе с ее проблемами. Новые поправки оставляют потерпевших один на один с недобросовестными страховщиками, поскольку переуступать права требования к страховщику о выплате по ОСАГО запрещено.
Нужны независимые эксперты
Введение института саморегулируемых организаций (СРО) у экспертов тоже вызывает вопросы. Предполагается, что СРО будут заниматься информационным и программным обеспечением, ценовыми справочниками и номенклатурными материалами для региональных членов экспертов-техников. “Отдавать функции по разработке единого методического нормативного и программного обеспечения в компетенцию СРО экспертов-техников нельзя, - считает эксперт Ассоциации по защите прав автострахователей Вероника Санникова, - так как в эти СРО, в основном, будут входить оценщики, которые уже сотрудничают со страховыми. Значит, вся нормативная база, создаваемая этими объединениями, будет соответствовать требованиям и пожеланиям страховщиков. Работа по созданию единой методики определения ущерба по ОСАГО должна выполняться независимой организацией, в состав которой должны входить представители всех заинтересованных сторон: Минтранса, Минюста, РСА, общественных организаций по защите прав автовладельцев”.
Пока суд да дело
Новые поправки обязывают потерпевшего до обращения в суд сначала решить проблему со страховой самостоятельно. До настоящего момента было так: клиент, недовольный суммой выплаты или задержкой, писал заявление в страховую, обращался к независимым экспертам, получал заключение о сумме ущерба и, не теряя времени, шел в суд. Если поправки утвердят, после подачи заявления страховщику потерпевший должен будет дожидаться выплаты, ни для кого ни секрет, что она часто составляет порядка 40% от суммы ущерба, затем самостоятельно проводить независимую экспертизу, снова подавать претензию в страховую, которая будет ее рассматривать в течение 30 дней. Только после этого можно идти в суд.
Благодаря новым поправкам Минфина, страховщики получат возможность затягивать и занижать выплаты вполне на законных основаниях.