Газовый гамбит: почему россияне равнодушно относятся к потере собственного имущества
Взрывы бытового газа в многоквартирных и частных домах являются одним из наиболее опасных страховых случаев. Несмотря на то, что только с сентября текущего года произошло почти 20 взрывов бытового газа, уровень проникновения страхования жилья в России пока достаточно низкий – в большинстве регионов он не превышает 10% по некоторым оценкам[1]. Так, у большинства пострадавших за последнее время в подобных ЧП не было страховки, а это значит, что рассчитывать они могут только на компенсации от государства или виновников происшествия.
По данным МЧС в холодное время года в России почти на треть увеличивается количество взрывов бытового газа. Причина - изношенность газового оборудования внутри домов (газовых котлов, внутридомовых разводок, плит, газовых колонок). Только в декабре этого года в регионах РФ произошло минимум 6 подобных происшествий – в поселке на Урале, в Нижнем Новгороде, Грозном, Волгограде, Новосибирске и Санкт-Петербурге[2].
Собственники жилья, чьи квартиры пострадали от взрыва газа, при отсутствии страховки могут получить единовременную материальную помощь - 10 тысяч рублей на человека, но при этом не более 50 тысяч на семью. В случае утраты имущества компенсация составляет от 50 до 100 тысяч рублей на человека, в зависимости от степени ущерба.
При этом, при взрыве бытового газа, как правило, страдает внутренняя отделка дома или квартиры, конструктивные элементы, проводка и инженерное оборудование, личные вещи собственников (включая бытовую технику). Таким образом, выплат от государства будет недостаточно для того, чтобы компенсировать убытки.
Для примера – стоимость остекления одного балкона в Санкт-Петербурге составляет в среднем не менее 50 тыс.[3], в такую же сумму примерно обойдется замена электропроводки в Екатеринбурге[4], в Волгограде электромонтаж обойдется примерно в 40 тыс.[5], бытовая техника внутри квартиры может быть оценена минимум в 30 тыс. рублей. То есть, только замена проводки для среднестатистического жителя Волгограда составит около 9% от годового заработка. Среднестатистический екатеринбуржец потратит на те же работы сумму, превышающую месячную зарплату. А житель Санкт-Петербурга потратит только на остекление балкона почти 70% зарплаты за месяц[6].
В то же время, средняя премия по стандартному страховому полису, покрывающему основные риски – взрывы, пожары, наводнения – составляет чуть больше 3000 рублей[7]. Это всего 0,5% среднего годового дохода россиянина[8].
«Полис страхования жилья обеспечивает финансовую защиту в случае наступления ЧП. Взрывы бытового газа – это всегда колоссальные убытки, а зачастую и полная утрата имущества. При этом стоимость страховки составляет всего лишь от 0,1% до 0,3% от стоимости жилья, т.е. затраты несопоставимые. За рубежом культура страхования более развита – для примера, в Европе застраховано не менее 90% жилья, в России – не более 16%[9]. Отчасти это связано не только с русским «авось», но и плохой информированностью. Многие считают, что страхование – это дорого, кто-то не понимает, что, если виновником происшествия стал сам пострадавший, ответственность за ремонт собственной и соседних квартир лежит на нем самом, и от этого тоже можно себя застраховать», - отмечает Ольга Сорокина, член Совета директоров, заместитель генерального директора по развитию бизнеса Страхового Дома ВСК.