Продажа полисов страхования через интернет
Дмитрий Медведев, Директор департамента маркетинговых коммуникаций ОАО «АльфаСтрахование»:
Российские страховщики только начинают осваивать опыт онлайн-продаж полисов страхования. Так, по данным исследования, проведенного Аналитическим центром нашей компании, проникновение онлайн-продаж финансовых продуктов среди жителей России составляет около 12%, из которых только 18% приходится на покупку услуг страховых компаний. Для сравнения: в интернете договор страхования заключает каждый третий житель Германии, и почти каждый четвертый – в Великобритании. В среднем по Европе услугами онлайн-страхования пользуются около 40% населения.
На сегодняшний день многие крупнейшие российские страховые компании предлагают своим клиентам застраховаться через интернет. При этом, как правило, это всего лишь онлайн-оформление заявки на приобретение страхового полиса с последующим выездом клиента в офис компании, либо доставкой полиса курьером. В настоящий момент очень немногие компании предлагают полный цикл покупки страховых полисов на сайте.
Преимущества страхования онлайн – это преимущества интернета: быстро, просто, удобно, объективно. В онлайне пользователь сможет самостоятельно просчитать различные варианты страхования, сравнить стоимость полиса нескольких компаний, составить представление о репутации страховщика, просмотрев отзывы клиентов и изучив отраслевые рейтинги..
Внедрение интернет-страхования в классической страховой компании, имеющей все традиционные каналы продаж, требует массу затрат на разработку специализированных IT-решений, которые, разумеется, являются дорогостоящими. Безусловно, онлайн-канал операционно самый дешевый, но в среднесрочной перспективе он не станет полноценной заменой традиционным каналам продаж.
Страховая программа – это специфический финансовый продукт, разобраться в котором самостоятельно может оказаться сложно человеку, не связанному с этой сферой. Поэтому развитие интернет-страхования идет по пути «от простого к сложному» – на начальных этапах через сеть продаются типовые продукты, которые могут быть «интуитивно понятны» неподготовленному пользователю, для которых возможно создать стандартизованные формы и автоматически рассчитывать риски. «АльфаСтрахование» здесь, пожалуй, пока в авангарде рынка – уже сейчас мы предлагаем покупку онлайн практически по всем популярным видам страхования – это каско, ОСАГО, так называемые «коробочные» продукты по страхованию личного имущества, гражданской ответственности, пользующееся большой популярностью страхование выезжающих за рубеж, а также добровольное медицинское страхование для физических лиц.
Далеко не все страховые программы могут быть реализованы через интернет. В онлайне пользователь может приобрести только программы, не требующие предварительной оценки эксперта. Так, по значительной части страховых программ заключение договора в настоящее время невозможно без очного взаимодействия.
Однако, возможно, шаги в этом направлении будут предприняты уже в ближайшее время – есть перспектива законодательных изменений, что существенно облегчит жизнь клиентам и страховщикам, простимулирует конкуренцию за клиента в интернете – так, как это уже случилось, к примеру, в области продаж авиабилетов.
Безусловно, ничто не может заменить человеку живого общения и ни один интернет-помощник не сможет так подробно рассказать клиенту о программах страхования, как это сделает страховой агент или сотрудник компании. Поэтому на первый план в онлайне выйдет, прежде всего, продукт, а следом такие факторы как уровень сервиса, репутация, лояльность, оперативность, индивидуализация предложений для клиентов.